Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Портал русскоговорящего Хьюстона
Русская реклама в Хьюстоне
Портал русскоговорящего Хьюстона
Русская реклама в Хьюстоне
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню
Статьи
Наши рекламодатели
Медиа
russiantownhouston.com

Неожиданное «Явление Христа народу»

Неожиданное «Явление Христа народу»

В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Это огромное полотно длиной 7,5 метров, расположенное в отдельном зале.

Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной? Изумление? Да, однозначно, особенно если видят её впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам!

Ещё зритель наверняка поражается тому, с каким мастерством художник проработал детали, насколько реалистичны позы и жесты персонажей. Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, чего ожидал художник.

 

В чём уникальность «Явления Христа народу»?

Иванов писал картину в Италии. Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа. Иванов не просто так выбрал один из ключевых моментов из Библии для главной картины своей жизни: это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после». Отсюда такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Художник жаждал показать нам реакцию людей в такой момент. Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий! Кто-то тут же засомневался: а Мессия ли это? И даже если Мессия, сулит ли им это что-то хорошее. А для некоторых слова Иоанна – удар по самолюбию. Для священников этот Мессия – ненужный конкурент.

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл сам себя и опередил своё время. Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине XIX века балом правил академизм – приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные персонажи идут фоном, чаще с нейтральными лицами. А тут целая симфония цвета и эмоций, почти импрессионизм.

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку совершил Иванов. Чтобы вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

 

Необычные детали «Явления»

На картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок.

1. Зелёное лицо раба

Некоторые искусствоведы считают, что Иванов привёз своё «Явление» незаконченным и что зелёное лицо раба в самом центре толпы – это результат той самой незавершённости. Но сами подумайте: Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что её приобретёт император. Даже цену назначил в 15 тысяч рублей. Разве мог он в таком случае позволить себе не дописать одну из центральных деталей картины?

Наиболее правдоподобной мне кажется другая версия. Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега. Либо несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать, либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.

2. «Ошибка» в цветах

Всё же некоторая незавершённость в картине Иванова есть. Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета, при этом в воде отражаются красные одежды.

Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее, и на ней мы как раз видим на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст. Затем художник поменял цвет на серый, а вот до изменения отражения в воде руки уже не дошли.

3. Необычные верующие в гуще деревьев

Pro Lingua

Одну любопытную деталь вы вряд ли заметите, если не знаете об её существовании. Посмотрите на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

Главные герои картины испытывают разные чувства, но, это скорее, удивление, радость или недоверие. А те люди простёрли руки: они уже полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.

 

Почему «Явление» не оправдало надежд Иванова?

Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче. Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу». Когда-то иудеи встретились с Мессией, и их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал всё величие момента, чтобы картина преобразила его духовный мир. Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе, мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.

Но что же в результате получилось? Мы видим набор невероятно интересных деталей, но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов. Может, потому что он шёл от деталей к общему, а не наоборот?

Где-то через пятнадцать лет работы Иванов это понял. И этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлёкся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами. Эти эскизы – уже даже не импрессионизм. Они ближе к экспрессионизму и говорят об эволюции Иванова.

В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны деньги, и он наконец решается продать «Явление».

Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождался продажи.

Картину купил Александр II за 13 тысяч рублей, отправив деньги семье художника. Несмотря на то, что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова и многие современники картину так и не поняли, она заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.